БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

ВЕСЛОГУЗОВА А. Ю. Блоги: новые музыкальные СМИ (на материале русскоязычных блогов)

Глава 1. Блоги в системе масс-медиа

1.1. Блоги. Возникновение и развитие

Блог — это «веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа». [1] Периодичность публикаций — ключевая характеристика, которая отличает блог от других информационных веб-ресурсов.

В 1994-1999 гг. интернет только начинал развиваться как средство массовой коммуникации, в это время происходит зарождение блогов,  которые тогда назывались «интернет-дневниками».  В 1997 году редактор одного из влиятельнейших ранних блогов  в США (Robot Wisdom), предложил интернет-дневникам короткое название «weblog» (от англ. logging the web — «записывая события Сети» [2]). Чуть позже слово разделили надвое: «we blog», то есть «мы делаем блог», этот неологизм прижился и стал распространённым определением интернет-дневника.

До 1995 года уровень развития интернета в России был таким, что говорить о нем как о средстве массовой коммуникации было еще невозможно.

Первыми веб-проектами в рунете, которые относили себя к СМИ, были индивидуальные интернет-СМИ: авторские проекты, веб-обзоры, блоги.

Индивидуальные интернет-СМИ – это веб-сайты, «блоги и подкасты, создаваемые частными лицами, которые ведутся с аккуратной периодичностью, извлекают доходы из публикаций и ориентированы на определённую аудиторию». [3]

К ним относятся «Паровозов-News»(конец 1996 года) — блог с заметками обо всём Ивана Паровозова (Александра Гагарина) и «Вечерний Интернет» Антона Носика, ежедневный обзор мировой Сети. Блог А. Носика, выходивший на сервере Cityline.ru с 24 декабря 1996 ежедневно  до 25 апреля 1999 года, касающийся в основном компьютерных и сетевых тем, быстро завоевал популярность аудитории. Эти проекты познакомили читателя с понятием сетевого СМИ. Такие популярные интернет-издания, создаваемые силами одного человека, получили название «авторские проекты» и стали прообразами будущих сетевых СМИ. Часто их создателями являлись люди, не имеющие отношения к традиционной журналистике. «Становление авторских проектов очень похоже на молодые годы русской журналистики, — считает исследователь Дмитрий Смирнов, — когда журналы выпускались энтузиастами, имели смешной по теперешним меркам тираж — 200 экземпляров, и существовали от нескольких месяцев до нескольких лет. Авторские проекты по сути своей некоммерческие, соответственно не коньюктурны, свободны от многих ограничений, создаются ради удовольствия и являются действительно авторскими». [4]

С появлением в сети первых профессиональных интернет-изданий, последовавших примеру первого сетевого профессионального СМИ Газеты.ру, роль авторских проектов в сети заметно снизилась. При этом продолжали развиваться блоги, авторы которых считали, что традиционные СМИ ведут неправильную информационную политику, неверно расставляют приоритеты и отказывают во внимании действительно стоящим событиям. «Движение блогеров — это как бы возвращение пользователей интернета к святым идеалам первопроходцев Всемирной паутины, мечтавших о свободном обмене мнениями, демократии без вмешательства коммерческих организаций, которым во второй половине 90-х годов удалось-таки поставить интернет к себе на службу», [5] — пишут исследователи А. Калмыков и Л. Коханова в книге «Интернет-журналистика». Первый веблогер — Дейв Уайнер, глава компании Userland Software в Силиконовой Долине (веблог «Scripting News» о компьютерных технологиях).

В то же время авторские проекты стали территорией творческой свободы, о чём пишет А. Андреев в «Манифесте сетевой литературы, или Личном опыте поэтической независимости»:

«Сеть — это

А) возможность свободно публиковаться и не зависеть при этом от различных нелитературных аспектов материального мира, связанных с расходами на публикацию и распространение, со знакомствами и исповедуемой идеологией и пр. более того, автор может хранить полную анонимность, что позволяет ему раскрыть те стороны своего таланта, которые в реальной жизни человека часто подавляются (даже чисто психологически, самостоятельно) «рамками» и «ролями» материального мира.

Б) возможность — читателям —  оценивать «чистый текст» независимо от имени автора и других его нелитературных атрибутов (возраста, пола, национальности, социального статуса). Кстати, прошлый литературный опыт — это тоже часто нелитературный атрибут: если человек написал хорошую вещь, это вовсе не означает, что все его следующие произведения будут хорошими». [6]

Специфика блогов приводит к тому, что по данным «Яндекс.Пульс блогосферы» в некоторые моменты количество обращений читателей к ним превышает обращение к традиционным источникам (информационным агентствам, сайтам газет и журналов) по тем же темам. Вероятно, причина такой популярности блогов кроется в социально-экономических изменениях, на фоне которых проходило их активное развитие.

1.      Падение доверия к традиционным источникам: «Большинство СМИ работает по схеме получения новостей из информационных агентств, в результате чего набор новостей становится усреднённым, лишается красок, которые доступны очевидцу. Отмечается снижение интереса к материалам традиционных СМИ». [7]

Доверие и интерес к блогосфере в то же время растут в связи со следующими особенностями: «Блог напрямую связан с личностью его автора (или авторов). Читателям блога интересен именно взгляд пишущего, его мнение, или нравится его манера изложения, или они ему доверяют больше, чем прочим. Дневник пронизан личным подходом к любым вопросам. Наверняка, читая одно и то же печатное издание, вы выделяете статьи какого-то журналиста или снимки определенного фотографа. Да, интересен весь журнал, но чьи-то статьи – в особенности. Если у журналиста или фотографа есть свой блог (а у многих он есть), то можно сразу пойти туда и не отвлекаться на другие материалы». [8]

2.      Кризисные условия потребовали снижения расходов на производство и распространение печатной продукции. В России рост популярности блогов и появление самых заметных и влиятельных интернет-площадок, особенно в области культуры, приходится на 2008 год (показателен пример модного блога «Look At Me», который появился в 2006 году, писал только об уличной моде, а во время кризиса 2008-го увеличил редакцию за счёт журналистов, уволенных из других изданий,  расширил тематику, стал успешно продавать рекламу и превратился в крупное издание о культуре и стиле жизни. Сейчас Look At Me — это уже медиахолдинг).

В то же время аудитория традиционных печатных СМИ стремится сократить собственные расходы и чаще обращается к бесплатным источникам информации, таким как интернет-СМИ и блоги.

[1] Бизнес-словарь [Электронный ресурс] Url: http://www.businessvoc.ru/bv/TermWin.asp?theme=&word_id=29205

[2] Попов А. Блоги. Новая сфера влияния. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. 

[3] Межведомственный аналитический центр. Проблемы и перспективы развития отечественного информационного сектора, аналитический доклад, 2010.

[4] Дмитрий Витальевич Смирнов. Авторские проекты как пример адекватной реализации свойств интернета (на материале истории российской интернет-журналистики 1995-2002 годов). [Электронный ресурс] Url: http://spectator.ru/diploma/

[5] Калмыков А.А., Л.А. Коханова. Интернет-журналистика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021400 "Журналистика". — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

[6]  А. В. Андреев. CETERA: Манифест сетевой литературы или Личный Опыт Поэтической Независимости // Сетевая словесность // http://www.netslova.ru/esse/manif.htm (Дата публикации: б/д, 1997 г.) (Дата обращения: 10.04.2015)

[7] Иванова Е.Н. Профессионализация интернет-журналистики в блогосфере. Дис. канд. фил. наук / НИУ ВШЭ. — М., 2011.

[8] Попов А. Блоги. Новая сфера влияния. / Попов А. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.

 

<-- НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ. ИНДЕКС ДАЛЕЕ -->

карта сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

ИЖЛТ - курс лекций С. Летова | Интересные места в Москве

Темы дипломных работ, выполненных студентами ИЖЛТ под научным руководством С. Летова