БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

ВЕСЛОГУЗОВА А. Ю. Блоги: новые музыкальные СМИ (на материале русскоязычных блогов)

Глава 2. Современная музыкальная журналистика

2.1. Любительские музыкальные СМИ в истории

Появление музыкальной журналистики как отдельного жанра связывают с возникновением и развитием периодических изданий в XVIII веке. В 1752 году английский композитор Чарльз Эвисон опубликовал первый в истории музыкально-критический материал «Эссе о музыкальной выразительности». До этого момента «музыкально-критическая мысль была представлена лишь как часть философских трактатов и высказываний» [22]. С XVIII века журнальная периодика становится важным каналом музыкального просветительства во всём цивилизованном мире.

В ХХ веке музыкальная критика эволюционирует в новый отдельный стиль журналистики со своими правилами и особенностями. Корни современной музыкальной журналистики, предназначенной не для академических кругов, а для массового читателя, лежат в 1960-х, во время расцвета специализированных журналов (в Европе и Америке) и одновременного активного развития подпольной печати (в России чуть позже — в 1970-х). В этот период «господствующей идеологии рок-музыки возникает такая критика… в которой знания и авторитет опираются не на формальное образование и профессиональную подготовку, а на самообразование и любительский энтузиазм». [23]

Одновременно с рождением рок-н-ролла в конце 1960-х появляются новые культовые музыкальные журналы: «Rolling Stone» и «Creem». Крёстным отцом рок-журналистики считают Эла Ароновица, обозревателя «Нью Йорк Пост», но наравне с ним почитают Лестера Бэнгса и Хантера С. Томпсона за новый оригинальный стиль повествования, породивший отдельное направление в журналистике. «Гонзо-журналистика» — так называют этот стиль, который отличается глубоко субъективным способом повествования, отсутствием чётких правил, обилием сарказма, преувеличений, отступлений от темы, описанием в первую очередь личных переживаний в ущерб реальным фактам. Гонзо-журналистика является ответвлением новой журналистики — направления, возникшего в 1960-х годах в Америке, основоположником которого является Томпсон. В новой журналистике 1960-70-х годов личную вовлечённость и погружение видели как «обязательные факторы подлинного, полноценного описания опыта». [24]

«Музыкальная журналистика в том виде, какой мы знаем её сегодня, родилась во время, когда писатель сам стал частью повествования и ожидалось, что музыка что-то означает для слушателя» [25]. Сейчас музыкальная журналистика, рожденная направлением новой журналистики, носит в основном развлекательный характер и включает в себя интервью, рецензии, обзоры. Американские исследователи Вайт и Халл характеризуют современные обзоры популярной музыки как «оценочную журналистику» с суждениями «в высшей степени индивидуалистическом и субъективном ключе», когда отношения читателя и автора строятся на доверии и симпатии «после того как читатель ознакомится со вкусами и предпочтениями критика» [26].

В России в ХХ веке также происходят изменения в музыкальной критике, вызванные возникшей необходимостью в публицистике, имевшей целью не развёрнутый анализ явлений и процессов музыкальной культуры, а сжатое информирование о них. Меняется состав музыкальных обозревателей: «В редких случаях это специально подготовленные критики. Чаще — штатные журналисты». [27] «Таким образом, в конце  1980-х гг. в музыкальную публицистику пришли непрофессионалы: музыканты, не имевшие журналистского образования, с одной стороны, и журналисты без специального музыкального образования   — с другой. Это вызвало своего рода обесценивание профессии». [28]

В то же время яркую роль начинает играть любительская журналистика. В СССР существовало только одно музыкальное издание для массовой аудитории — журнал «Ровесник»,  выпускавшийся с 1962 года под покровительством Комитета молодёжных организаций СССР и ЦК ВЛКСМ. Здесь можно было найти информацию о рок-музыке, зарубежных группах и  западном образе жизни. Конкурентов среди периодических изданий у него не было вплоть до 90-х годов, в связи с чем, начиная с 70-х, в СССР активно развивается подпольная музыкальная пресса — самиздат. В 80-е годы в условиях жесткой партийно-государственной монополии на культуру печать не одобренных правительственными органами и идейно чуждых СМИ могла осуществляться только нелегально и самодеятельно, причём такая деятельность расценивалось советским правом как уголовное преступление, что не мешало энтузиастам печатать и создавать рукописные подпольные журналы, писавшие о неугодных правительству рок-группах. Авторы чаще всего не были профессиональными журналистами: они были либо музыкантами, либо просвещёнными любителями, людьми, настолько увлечёнными музыкой, что были готовы писать о ней, даже рискуя оказаться за решеткой. Так появляются легендарный петербургский журнал «Рокси», журналы «Ухо», «Урлайт», «Контркультура», «Марока», а также московский «Зеркало», который зародился в студенческом клубе МИФИ и где начинал свою карьеру известный музыкальный журналист Артемий Троицкий.

«Самодеятельная журналистика — это тот полигон, на котором вырастают кадры для профессиональных изданий. Профессиональному органу, даже нескольким, никогда не угнаться за быстро меняющейся ситуацией на местах, не уследить за новыми именами в провинции. Сделать это могут лишь журналисты-любители, выпускающие свои самиздатовские журналы. Короче говоря, официальные издания должны стоять на плечах самиздата, питаться живыми соками самодеятельных журналов, привлекать в авторы наиболее способных из местных журналистов», — так писал Александр Житинский  в книге «Путешествие рок-дилетанта» про самиздат, а теперь его слова идеально применимы и ко блогам.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в музыкальной журналистике большую роль играет авторская составляющая, субъективная точка зрения, обоснованная вкусами одного человека. Если в общественно-политической прессе публике важны прежде всего факты и объективная информация, в связи с чем блоги проигрывают по качеству традиционным СМИ, то в музыкальной  журналистике всё наоборот. Здесь блоги скорее являются теми же самыми журналами, авторы которых в своей манере рассказывают о новых группах, составляют хит-парады, пишут рецензии на новые альбомы. С тем отличием, что больше делается это не на бумаге. И как раньше маленькие самиздатовские журналы были кузницей кадров для крупных авторитетных изданий, так сейчас небольшие любительские блоги являются «школой пера» для будущих редакторов крупных музыкальных порталов типа «Афиши-Волны».

[22] Орлова Т.Д. Музыкальная журналистика: Учеб. пособие / Орлова Т.Д. — Минск: «Современные знания», 2007.

[23] Atton, C., Writing About Listening: Alternative Discourses in Rock Journalism / Popular Music. Vol.28 —  №1, 2009

[24] class=GramE>Maya Dukmasova & Adam Awad. New Journalism, New Ethics: The case of  the Ibogaine Effect and the Writing of  Hunter S. Thompson // sa.rochester.edu//  Url://http://sa.rochester.edu/jur/issues/fall2010spring2011/dukmasova_awad_phl.pdf (Дата публикации: б/д) (Дата обращения: 01.05.2015)

[25] Martinez N., A Brief History of Music Journalism // Helium // Url: http://www.helium.com/items/1059630-a-brief-history-of-music-journalism/ (Дата публикации: б/д) (Дата обращения: 10.02.2015)

[26] R. O. Wyatt and G. P. Hull. The Music Critic in the American Press: A Nationwide Survey of Ncyspapers and Magazine Url: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED309441.pdf  (Дата публикации: б/д) (Дата обращения: 10.02.2015)

[27] Орлова Т.Д. Музыкальная журналистика: Учеб. пособие / Орлова Т.Д. — Минск: «Современные знания», 2007.

[28] Свердлов П.Л. Музыкальная журналистика как феномен современного медиапространства / Веснік БДУ. — Сер. 4. №3, 2007.

<-- НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ. ИНДЕКС ДАЛЕЕ -->

карта сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

ИЖЛТ - курс лекций С. Летова | Интересные места в Москве

Темы дипломных работ, выполненных студентами ИЖЛТ под научным руководством С. Летова