БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

ВЕСЛОГУЗОВА А. Ю. Блоги: новые музыкальные СМИ (на материале русскоязычных блогов)

Глава 2. Современная музыкальная журналистика

2.2. Русскоязычная музыкальная пресса на современном этапе

История современной музыкальной периодики в России коротка. Несмотря на «бум» музыкальных журналов в 90-х, до нашего времени не дожило практически ни одно из тех изданий. Журналы, специализирующиеся на музыке, сейчас невозможно найти фактически ни в одном магазине. Даже такие успешные зарубежные примеры, как «NME» и «BillBoard», казалось бы, недавно только начавшие существование в нашей стране, уже закрылись из-за неокупаемости. Прекратили своё существование и культовые российские журналы «FUZZ», «Ом», «Play!», «Птюч».

«Откройте американские издания Revolver, Decibel или британские Terrorizer и Metal Hammer, и вы увидите, что около 80% рекламных площадей (20–30% издания) отведены под «профильную» рекламу. Лейблы рекламируют последние релизы, промоутеры — туры артистов, магазины — мерчандайзинг и т. д. Неудивительно, что несмотря на падение продаж на физических носителях, такие издания прекрасно себя чувствуют. Ведь артисты продолжают записывать альбомы, а компании — продвигать и так или иначе продавать их,» — говорит Илья Буц, бывший главный редактор российского издания «Billboard». [29]

В России, по словам Александра Кушнира, директора PR-агентства «Кушнир Продакшн», «лейблов нет, фестивалей нет, нормальных концертных «катал», тур-менеджеров тоже фактически нет. Продюсеров можно перечислить по пальцам двух рук, рок-продюсеров — по пальцам одной руки. Пропали такие бренды, как фестиваль «Максидром» и «Крылья»«. [30]

То, что лейблов нет — конечно, преувеличение, но у нас музыкальные лейблы не имеют таких прибылей, чтобы иметь возможность тратить деньги на дорогую рекламу в печатных изданиях, которая не окупится, в то время как гораздо дешевле и эффективней рекламироваться в интернете. Слабый доход лейблов в России связан с избалованностью потребителей хорошо развитым пиратством. Для сравнения, в книжных магазинах Франции можно встретить десятки музыкальных журналов, посвященных разным жанрам(!), к ним приложены компакт-диски. Сложно представить себе такое в России, где любую песню можно скачать не то что с торрент-трекера, а даже из обыкновенной социальной сети, не затрачивая деньги и время на поход в магазин. По словам людей, живущих во Франции, им проще купить диск или журнал с музыкальным сборником и ознакомиться с новинками через него, чем искать способ скачать музыку. Всё это благодаря активной работе по борьбе с пиратством, которой занимаются, в первую очередь, сами лейблы, заинтересованные в продажах.

Ещё одной причиной ухода журналов в прошлое в России оказался интернет. Издания понемногу перетекают в эту среду, как, например, журнал «Афиша»: в последние годы он сделал упор на развитие своих сетевых ресурсов, преобразовал сайт, разделил его на несколько тематических изданий, одно из которых посвящено музыке, а печатная версия «Афиши» превратилось в нечто вроде коллекционной ежемесячной энциклопедии современности.

У интернета есть очень важное преимущество перед журналами: оперативность. Если сравнивать с другими странами, опять же, у них есть причины для того, чтобы традиционная пресса оставалась приоритетным источником информации: «В Америке ведь не меньше музыкальных критиков, чем у нас, — говорит В. Познер. — Но пишут они главным образом в массовой печати — «New York Times», «Washington Post» и пр. Как только происходит заметное музыкальное событие, музыкальные критики (подобно своим собратьям по театру или литературе) откликаются большими серьезными статьями. И вот это читается. Так что журналам в общем-то нет места: важен сиюминутный отклик на события, намного более жизненный» [31]. Профессиональных музыкальных критиков в России, всё же, меньше, чем В США, в этом Познер ошибается, но в русских газетах и в самом деле мало внимания уделяется музыкальным событиям и полностью отсутствуют какие-либо музыкально-критические публикации.

По этой же причине в России количество информационных порталов, посвящённых музыке, растёт в геометрической прогрессии. Это связано ещё и с тем, что создать свой сайт и зарегистрировать его как СМИ сейчас может фактически любой желающий, а значит, и статус музыкального журналиста получить стало гораздо проще. Свободно выражать своё мнение для массовой аудитории, рецензировать альбомы, брать интервью у известных групп и посещать по аккредитации концерты и фестивали может непрофессиональный или начинающий журналист. Как следствие, качество материалов в СМИ, как и читательское доверие к ним, стремительно падает.  

Подводя итог, можно привести справедливое высказывание Никиты Ершова, автор блога «Hidden Track»: «Я на стороне так называемой профессиональной музыкальной журналистики. Но мне кажется, она, увы, становится все ближе к любительским блогам. Грань между этими сферами исчезает, за что можно «поблагодарить» интернет. Хотя и тут есть исключения — тот же журнал «Wire», многие авторы которого являются в первую очередь блогерами. Современной музыкальной журналистике (как, впрочем, и блогам) не хватает строгости и внутренней дисциплины, которые и должны выделять стоящие тексты на фоне графомании» [32].

[29] Мария Кушнир. Медиа-музыка // Clubconcept Magazine // Url: http://mag.clubconcept.ru/media/media/ (Дата публикации: б/д) (Дата обращения: 02.03.2015)

[30] Там же.

[31] Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие. — М.: Владос-Пресс, 2007.

[32] Пророков Г. Новые блоги про музыку: кого еще читать в русском интернете // Афиша-Волна // Url: http://volna.afisha.ru/archive/musicblogs_vol_3/ (Дата публикации: 18.04.2012) (Дата обращения: 13.11.2014)

 

<-- НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ. ИНДЕКС ДАЛЕЕ -->

карта сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

ИЖЛТ - курс лекций С. Летова | Интересные места в Москве

Темы дипломных работ, выполненных студентами ИЖЛТ под научным руководством С. Летова