БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

ВЕСЛОГУЗОВА А. Ю. Блоги: новые музыкальные СМИ (на материале русскоязычных блогов)

Глава 2. Современная музыкальная журналистика

2.3. Блоги в современной музыкальной журналистике

Культовые музыкальные журналы прошлого открывали новые имена. Знакомить аудиторию со значимыми музыкальными явлениями, будь то исполнители, альбомы или события — вот что было ключевой задачей их существования. С приходом интернета всё изменилось. Теперь слушатель может узнать о новой интересной группе из блога, на который он подписан по той причине, что его вкусы совпадают с авторскими. Блогов тысячи, что позволяет потенциальному читателю выбрать наиболее подходящий. И вот теперь автор блога, открывающий аудитории новое имя, с большей вероятностью «попадёт в цель» и даст публике то, что ей нужно. Таким образом массовые журналы отходят на второй план и выполняют роль общеобразовательную, пытаясь затронуть самые разные музыкальные сферы и зацепить широкую публику.

Подъем блогов создал потенциал для распространения осознанной, локализованной и бесплатной информации о музыке, особенно в связи с ростом количества различных жанровых сцен. Когда эта информация в блоге представлена достоверно и в удобной форме, то по своему характеру она представляет угрозу для штатной музыкальной журналистики, которая традиционно выполняет те же самые функции, но за деньги. При этом блоги не зависят от окупаемости и могут существовать без аудитории. Традиционная музыкальная пресса не имеет такой роскоши и должна удовлетворять потребности покупателя, чтобы поддерживать зарплату работников (по материалам Unconvention, 2010).

Как обсуждалось в Unconvention, музыкальной конференции в Маклсфилде в мае 2010 г., музыкальный блог может обратиться к нишевому рынку с большей лёгкостью, чем печатная пресса. Трудно представить общенациональный музыкальный журнал, который в состоянии каждый раз описывать состояние музыкальной сцены в каждой отдельной области страны. При этом в настоящее время существует много успешных блогов, которые являются надежными источниками информации для тех, кто живет в этих городах (в России это сети блогов E: \music\ и Motherland).

Стоит заметить, что это Unconvention — это международная конференция, на которой обсуждаются проблемы индустрии во всём мире и в частности в европейских странах, где музыкальная периодическая печать находится не в таком упадке, как в России, и количество названий выходящих музыкальных журналов насчитывает по несколько десятков в каждой стране. В России же привлекательность блогов растёт на фоне сокращения профессиональных печатных изданий: «Проблема в том, что музыкальной прессы у нас давно нет. — пишет Валерий Постернак, экс-редактор закрывшегося журнала BillBoard и автор блога «Postertracks». — Имя Лестера Бэнгса никому ничего не говорит, например, и поезд ушел. А если есть что-то близкое, то часто там принимают решения люди, которые, может, и знают что-то о музыке, но журналистику воспринимают как написание пресс-релизов и школьных отчетов в стиле «как я провел лето». Вечные споры: возможен ли у нас настоящий музыкальный журнал и кому он нужен, выживет ли он, кто будет давать туда рекламу… Все это в пользу бедных, и участвовать в этом давно уже обломно. Просто дай возможность почитать то, что пишешь, другим, а там видно будет, такой ли ты перец, как кажешься самому себе». [33]

Блоги не только конкурируют с традиционной журналистикой, но и сотрудничают, а также делятся с ней информацией. Так было с американским блогом Gorilla vs. Bear, который сотрудничал с изданием The New York Times [34], а журнал «Newsweek» ссылался на него как на «влиятельный музыкальный блог» [35].  В России происходит то же: самое популярное специализирующееся на музыке интернет-издание в стране «Афиша-Волна» в своих материалах регулярно упоминает те или иные блоги как источники информации о новых музыкальных направлениях и талантливых группах. [36] К примеру, в рубрике «Плейлист Motherland» при сотрудничестве с одноименным пабликом Вконтакте публикуются подборки интересных российских музыкантов из провинций, а блог-вебзин Sadwave делает для веб-издания FurFur подборки неизвестных андерграундных коллективов в рубрику «Очень плохая музыка». Вот что сами блогеры рассказывают о своем взаимодействии с изданиями: «Вскоре после того, как в 2012 году Sadwave появились в обзоре музыкальных блогов «Афиши», различные порталы стали сами выходить с нами на связь и предлагать сотрудничество. В итоге мы так или иначе познакомились и подружились с редакторами FurFur, «Афиши-Волны», Colta.ru, W-O-S, «Метрополя». Обычно они обращаются к нам, как к «экспертам» (в кавычках, потому что мы себя таковыми не ощущаем) по той или иной теме, связанной с андеграундом и культурой DIY. Мы в большинстве случаев идем навстречу, потому что задачи перед нами ставят, как правило, весьма интересные. Конечно, были и случаи, когда уже после знакомства с коллегами из других изданий, мы сами стали предлагать им темы для коллабораций». [37]

Чтобы лучше разобраться  в отношениях крупных музыкальных изданий с блогами, можно обратиться к интервью с основателем «Афиши-Волны», её экс-главным редактором Александром Горбачёвым. Его творческая карьера хорошо иллюстрирует возможности и перспективы блогов. А. Горбачёв начинал с того, что, ещё будучи студентом филологического факультета и зачитываясь статьями на разных сайтах о музыке, создал на бесплатном хостинге «narod.ru» свой собственный блог http://muscience.narod.ru/, где писал рецензии на новые и старые альбомы, брал интервью у музыкантов и рассуждал о музыке так, как, по его мнению, это нужно было делать. Через какое-то время тексты начинающего музыкального критика заметил блюзмен-промоутер Владимир Кожекин, и Горбачёв стал писать в профессиональные издания. Через «Звуки.ру», «Еженедельный журнал», «Эксперт» и «Русский Newsweek» он в конце концов попал как музыкальный обозреватель в журнал «Афиша», где в течение нескольких лет рос до главного редактора и в то же время вёл блог «64». Структура сайта «Афиши» на тот момент была организована так, что зарегистрированные пользователи, чаще всего сотрудники редакции, могли вести на нём свой личный журнал. А. Горбачёв использовал эту возможность для ведения музыкального блога. В итоге блог обзавёлся такой аудиторией и известностью, что к моменту преобразования сайта стало целесообразно перевести его в формат отдельного издания о музыке под брендом «Афиши».

Так появился ресурс «Афиша-Волна», сейчас, пожалуй, самое популярное и авторитетное интернет-издание о музыке в России. Однако это ещё не самое интересное. «Волна» росла за счёт своих авторов, активных и талантливых сотрудников редакции портала. Откуда они появлялись? Дело в том, что блоги почти никогда не стремятся к превращению в полноценные СМИ, гораздо чаще их авторы переходят в крупные медиа. Феликс Сандалов, журналист и автор блога «Guided by Silence»  пишет, что  в его понимании «интересный блог... — это средство выражения жизненной позиции автора, уникального опыта, переданного через восприятие музыки, а все попытки быть «серьезным» СМИ, как правило, ни к чему хорошему не ведут, в силу внутренней противоречивости такой затеи» [38]. Стоит заметить, что примеры блогов, ставших именно «серьёзными» СМИ, существуют: это блоги Motherland и Big Echo, но в то же время Ф. Сандалов отчасти и прав, т.к. Motherland постепенно превращается в концертное агентство и лейбл, всё дальше уходя от журналистики, а Big Echo прекратил своё существование.

Александр Горбачёв рассказывает о сотрудничестве портала «Афиша-Волна» с музыкальными блогерами: «Я всегда старался за всем этим полем следить именно для того, чтобы притягивать к «Волне» новых авторов. Это тоже была какая-то важная задача — собрать людей, которые умеют писать и горят тем, чтобы писать о музыке». В итоге новый главный редактор «Афиши-Волны» — Артём Макарский — всего два года назад был автором небольшого паблика Foggy Youth. «При всём том, что там было местами такое очаровательное подражание «Афише», это было сделано довольно талантливо, и мы начали ему заказывать тексты, и вот, к чему всё пришло,» — говорит о нём А. Горбачёв [39].

Почти все авторы «Афиши-Волны» — тоже бывшие блогеры, причём некоторые продолжают вести их сейчас, а в крупный сетевой паблик E:\music\ пишут люди, параллельно работающие издании Звуки.ру [40].

[33] Пророков Г. Новые блоги про музыку: кого еще читать в русском интернете // Афиша-Волна // Url: http://volna.afisha.ru/archive/musicblogs_vol_3/ (Дата публикации: 18.04.2012) (Дата обращения: 13.11.2014) Url: http://volna.afisha.ru/archive/musicblogs_vol_3/

[34] Kristen Joy Watts. Polaroids on Gorilla vs. Bear Blog // The New York Times // Url: http://lens.blogs.nytimes.com/2010/08/24/polaroids-on-gorilla-vs-bear-blog/ (Дата публикации: 24.08.2010) (Дата обращения: 02.03.2015)

[35]Romano A. Music: Middle School of Rock // Newsweek // Url: http://www.newsweek.com/music-middle-school-rock-110941 (Дата публикации: 18.06.06) (Дата обращения: 02.03.2015)

[36] Сандалов Ф. Записки из подполья: лучшие трекблоги «Вконтакте» // Афиша-Волна // Url: http://volna.afisha.ru/archive/luchshie-trekblogi-vkontakte/ (Дата публикации: 31.05.2012) (Дата обращения: 23.04.2015)

[37] Приложение 2.

[38] Пророков Г. Блог не фраер: кого читать про музыку в русском интернете // Афиша-Волна // Url: http://volna.afisha.ru/archive/russkieblogi/ (Дата публикации: 16.05.2011) (Дата обращения: 21.12.2014)

[39] См. приложение 1.

[40] См. приложение 2.

 

<-- НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ. ИНДЕКС ДАЛЕЕ -->

карта сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

ИЖЛТ - курс лекций С. Летова | Интересные места в Москве

Темы дипломных работ, выполненных студентами ИЖЛТ под научным руководством С. Летова