БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

ВЕСЛОГУЗОВА А. Ю. Блоги: новые музыкальные СМИ (на материале русскоязычных блогов)

Глава 3. Анализ музыкальной блогосферы

3.1. Вебзин «Sadwave»

Тип: блог-вебзин

Описание: Блог ветеранов самиздата, которые имеют большой опыт в написании текстов про панк и доказывают это на практике. Имеет авторитет, поскольку специализируется на достаточно узком направлении, о котором в рунете так подробно и качественно никто больше не пишет.

«Кстати, о многих вещах, о которых мы пишем или собираемся написать, не знают даже те, кто в теме. Остальным либо лень так глубоко копать, либо они не понимают, зачем об этом кому-то рассказывать. При всем при этом ограничиваться одним лишь панк-роком нам совершенно не хочется. Как говорил Андрей Стволинский, выпускавший в середине 1990-х журнал «Прогулки раненых»: «Мне плевать, что играет группа, моя задача — сделать интересный материал». [42]

Контент: как панк-зин, придерживающийся сложившихся традиций этого издательского направления, «Sadwave» публикует колонки-интервью с музыкантами, обзоры, рецензии на музыку и самиздат (авторские художественные произведения) — всё, что как-либо связано с панк-культурой. Внешний вид сайта можно увидеть в приложении 4.

Пример текста:

«Вкратце история такова, что эти леваки и анархисты, заметив, что oi!-музыка «с ее завуалированными профашистскими намеками и туповатой бандитской философией» набирает обороты, сколотили пародийную oi!-банду у себя в  подвале, быстро записали демо и отправили его журналисту Гарри Бушеллу, который в конце 1970-х — начале 1980-х активно выпускал скинхед-сборники. Одиозный автор Sounds проникся сочиненными на коленке песнями и пригласил Skin Disease к себе в студию, где во время визита шутников находились «тупые спортсмены» из Cockney Rejects. Перед этой вражеской, по мнению Chumbawamba, аудиторией, музыканты исполнили песню I’m Thick («Я тупой»), состоявшую из 64-кратного повторения этой фразы. <...> Ну и жаль, что в дальнейшем участники группы оказались не столь дальновидны и не продолжили развиваться в этом «примитивном» направлении; вполне вероятно, что «Я тупой» – это лучшее, что они записали». [43]

Несмотря на сленг и периодически возникающий грубоватый юмор, также традиционные для панк-изданий, тексты  Sadwave информативны, грамотно написаны и выдержаны в одном ключе. Всё это говорит о профессионализме редакторов и соблюдении чёткой редакторской политики.

Авторы: «Костяк редакции остается неизменным с момента основания сайта — это три человека, которые ежедневно обсуждают все, что связано с работой ресурса, а также берут интервью, что-то переводят, придумывают темы для новых материалов, работают с «внештатными» авторами, если это определение вообще уместно в нашем случае. Один из нас в настоящий момент работает новостным редактором, другие двое по своему основному роду деятельности с журналистикой никак не связаны. Среди людей, к помощи которых мы обращаемся время от времени, есть профессиональные журналисты, чей основной род деятельности, однако, никак не связан с музыкой и субкультурами, есть банкиры (которые не боятся слать нам тексты о наркоманах с рабочей почты), есть продавцы пластинок, художники, водители, электрики, курьеры и безработные. При этом, тех, на кого мы всегда можем положиться; которые готовы выполнить то или иное задание или сами могут предложить и реализовать интересную задумку – таких авторов у нас не больше пяти, остальные могут просыпаться раз  в полгода или вообще появляются у нас на сайте единожды, а потом пропадают.

Как и в случае основного костяка нашей редакции, мотивация наших авторов – это сильный зуд пониже спины, острое желание написать на интересную им тему. Для них Sadwave оказывается единственной более-менее крупной площадкой, на которой они в принципе могут быть услышаны (нам, со своей стороны, важно, чтобы человек смог сделать свою работу качественно). Недавно, впрочем, мы начали платить нашим авторам гонорары из денег, которые капают нам за размещение на сайте рекламных ссылок. Эти выплаты более чем скромные, но зато проходят без задержек. Иногда авторы работают за вписки на какие-то мероприятия или концерты, которые они хотят посетить, мы выбиваем для них аккредитации». [44]

Аудитория: как можно судить по статистике на сайте, в среднем один материал в течение первых трёх дней набирает около пяти тысяч просмотров. О постоянной аудитории блога можно судить по количеству подписчиков его страницы в социальных сетях — почти 6500 человек. Там же обсуждаются материалы блога, по которым становится ясно, что их основная аудитория — меломаны и приверженцы панк-рока, хорошо разбирающиеся в этой теме и ждущие от авторов того же: «В апреле мы написали для FurFur о 10 отечественных нойз-рок-группах, в итоге читатели в комментариях накидали нам столько других подобных команд, о которых мы понятия не имели, что вскоре, быть может, мы озаботимся сделать вторую часть этого обзора». [45]

Источники: «Помимо русскоязычных сайтов, о которых говорилось выше, мы постоянно читаем конкурирующие между собой новостные панк-ресурсы Punknews.org и Dyingscene.com; портал Noisey, где часто пишут о панке и всем, что с ним связано; послеживаем за Stereogum, Pitchfork и Consequence of Sound; нежно любим старый британский веб-зин Kill Your Pet Puppy, регулярно обновляем сайты Maximum Rocknroll и CVLT Nation. Также рекомендуем подписаться на паблики Interesting Punk, «Европа перед дождем» и Banned In Russia, которые делают наши друзья; проверять время от времени сайт вебзина «Сила», севастопольский блог Mindisease, где слов нет совсем, зато очень много актуальной и невероятно крутой музыки, обратить внимание на украинский журнал «Бiльше», сайты The Flow и «Батенька, да вы трансформер»«. [46]

Авторитет: Sadwave известен тем, что постоянно сотрудничает с крупными сетевыми изданиями: «Вскоре после того, как в 2012 году Sadwave появились в обзоре музыкальных блогов «Афиши», различные порталы стали сами выходить с нами на связь и предлагать сотрудничество, — рассказал Максим Подпольщик, один из редакторов блога. — В итоге мы так или иначе познакомились и подружились с редакторами FurFur, «Афиши-Волны», Colta.ru, W-O-S, «Метрополя». Обычно они обращаются к нам, как к «экспертам» (в кавычках, потому что мы себя таковыми не ощущаем) по той или иной теме, связанной с андеграундом и культурой DIY». Сейчас редакторы Sadwave фактически имеют свои колонки в известных музыкальных изданиях.

Sadwave взаимодействует с концертными агентствами, независимыми букерами и иногда с лейблами: организации обращаются к блогу как к СМИ с предложением презентовать тот или иной альбом, сделать интервью с группой или сообщить аудитории о приезде какого-либо артиста.

Кроме того, редакция блога периодически участвует в крупных и не очень музыкальных мероприятиях: «Иногда в качестве «экспертов» мы  принимаем участие в тематических лекциях и кинопоказах. <...> год назад мы организовали двухдневный фестиваль от имени нашего сайта не в последнюю очередь из-за того, что он был приурочен ко дню рождения нашего друга, который ведет афишу московских концертов на Sadwave. Играло около 20 панк-групп, все прошло очень хорошо. Крупнейшая на сегодняшний день вечеринка от имени Sadwave пройдет 16 мая на «Флаконе» — мы организуем большой концерт с DIY-ярмаркой. Он будет приурочен к мировой серии концертов MAXIMUM ROCKNROLL PRESENTS» [47].

Монетизация:  по словам редакции, блог получает некоторые деньги с рекламных ссылок и баннеров, но доход как таковой это его создателям не приносит, так как вся прибыль уходит на выплаты гонораров и продвижение сайта в соцсетях. «На сегодняшний день наш ключ к существованию — это не сделать Sadwave основной работой, а сделать так, чтобы основная работа не мешала работе Sadwave». Даже несмотря на то, что мероприятия, проводимые под брендом Sadwave, приносят организаторам какие-то деньги, устраиваются блогом не ради коммерции. К примеру, концерт 16 мая: «Здесь цель достаточно прозрачна – мы хотим поддержать наш любимый панк-зин MAXIMUM ROCKNROLL, собрав для него какие-то средства. Так что, как видите, никаких меркантильных целей мы тут не преследуем, в плане рекламы «бренда» от таких мероприятий тоже проку немного (в этом плане гораздо эффективнее было бы потратить вложенные в организацию концерта средства на рекламу сайта в Интернете, но это далеко не так весело и интересно, как отдыхать под музыку с друзьями и просто хорошими ребятами)». [48]

До создания блога редакция Sadwave много лет занималась выпуском DIY-изданий, посвящённых панк-музыке. Сейчас все её сотрудники считают, что будущее музыкальных изданий — за блогами, и объясняют их преимущества так: «С развитием интернета и увеличением скорости распространения информации по полгода мусолить выпуск одного номера бумажного зина стало казаться абсолютно бессмысленным занятием. Так что можно сказать, к формату блога мы пришли вынужденно – никакого другого способа реализовать наши задумки не было. Воплотить на бумаге Sadwave в том виде, в котором он существует сейчас, было бы настолько тяжело, что мы даже не пытались за это взяться. Все понимают, что сегодня информация устаревает за один день, и даже в рамках блога мы не успеваем своевременно осветить все, что хотим, что уж говорить о печатном зине. Кроме того, интернет не может соперничать с бумагой в плане охвата аудитории».

[42] Редакция Sadwave. About // Sadwave // Url: http://sadwave.com/about/ (Дата публикации: б/д) (Дата обращения: 10.04.2015)

[43] Дуев П. «Ну и кто тут тупой?»: лучшие шутки и розыгрыши от скинхедов // Sadwave // Url: http://sadwave.com/2015/04/skinhead-jokes/ (Дата публикации: 01.04.2015) (Дата обращения: 10.04.2015)

[44] Приложение 2.

[45] Там же.

[46] Приложение 2.

[47] Там же.

[48] Там же.

 

<-- НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ. ИНДЕКС ДАЛЕЕ -->

карта сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

ИЖЛТ - курс лекций С. Летова | Интересные места в Москве

Темы дипломных работ, выполненных студентами ИЖЛТ под научным руководством С. Летова