БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

ВЕСЛОГУЗОВА А. Ю. Блоги: новые музыкальные СМИ (на материале русскоязычных блогов)

Приложение 1

Интервью с Александром Горбачёвым, основателем и экс-главным редактором веб-издания «Афиша-Волна»

— Вы однажды давали интервью порталу «Look at Me» по поводу разделения сайта «Афиши» и создания «Афиши-Волны». Там говорите, что «не существует сейчас никакого русскоязычного музыкального сайта, который был бы адекватен современности и по языку, и по героям и по своему внешнему виду» [60]. Какими должны быть язык, герои и внешний вид сайта, адекватные современности?

Это большой вопрос. Есть некий язык писания о музыке, то есть языки, во множественном числе. Они бывают разные. К сожалению, и это, кстати, касается и всей журналистики в России, мне представляется, здесь очень мало кто на русском языке умеет складывать буквы в слова про музыку так, чтобы это было даже не то, чтобы глубоко, а неглупо и осмысленно.  Очень абстрактно звучит, но я не знаю, как сказать лучше. Это то, что Афиша пыталась делать все шестнадцать лет своего существования и по-прежнему пытается и, на мой взгляд, небезуспешно. Понятно, что могут быть разные дискурсивные предпочтения, и кого-то ломает от нашего языка, но мне кажется, что язык, которым мы пишем о музыке, является одним из самых адекватных способов о ней писать.

Дальше герои. Ну, герои — это самое важное, наверно. Мне было важно (что, к сожалению, сейчас не очень-то продолжают) создать сайт, на котором будет вся музыка, заслуживающая, на наш взгляд (в широком смысле слова, как группы авторов, редакции, экспертного совета) внимания, и будет представлена без какого-либо личного снобизма, элитизма и вот этого всего. То есть мне было важно, чтобы, условно говоря, текст Антона Долина о симфонии Бетховена жил в одном пространстве с интервью с Максимом Фадеевым или текстами Булата Латыпова про группу «Одесса» и песню «Фая, нет вай-фая». Потому что культурное пространство, каким оно является сейчас, действительно так и устроено, и идеальный читатель «Волны» — это человек, который может с равным успехом слушать сначала того же Бетховена или Айвза, а потом, скажем, группу «Гости из будущего» или Лайтнин Боул. И это всё прекрасно уживается, потому что это всё про музыку и про то, как она работает для человека. Мне хотелось создать некое дискурсивное пространство, которое будет собой утверждать то, что это так.

Внешний вид  — это дизайн, в медиа очень важно, как ты представляешь свой контент. Есть, к примеру, сайт «Звуки.ру», не буду сильно подробно о нём распространяться, но если вы зайдете на него и посмотрите с точки зрения дизайна, то это выглядит, как 2003 год, и даже если там есть какие-то интересные тексты, то скорее всего половина людей, как и я, не очень-то смогут это читать, потому что это как если бы журнал «Птюч» сейчас выходил, с тем же подходом к дизайну. Есть язык, которым медиа говорят с людьми, и... Ну, сейчас вот стало больше появляться всяких медиа, маленьких и больших, стартапы, редизайн — это всё сейчас начинает происходить, но музыкальных СМИ, таких, которые отвечали бы с точки зрения внешнего вида современным представлениям о том, что такое медиа в интернете, до запуска «Волны» не было.

— На «Волне» ещё при вас были обозрения разных блогов, и они ведь вполне соответствовали требованиям современности, которые Вы сейчас перечислили...

— Да, есть паблики, и многие из них претендуют на то, что они не блоги, а скорее издания. Кстати, вот насчёт нынешнего главного редактора «Волны» Артёма Макарского: я просто начал читать блог «Foggy Youth», который он делал, и при всём том, что там было местами такое очаровательное подражание «Афише», это было довольно талантливо, и мы начали ему заказывать тексты, и вот, к чему всё пришло.    Вообще я всегда старался за всем этим полем следить именно для того, чтобы притягивать к «Волне» новых авторов. Это тоже была какая-то важная задача — собрать людей, которые умеют писать и горят тем, чтобы писать о музыке.

Тот же Булат Латыпов, например, если вы читали его какие-нибудь писания на «Волне», он до этого прославился тем, что делал блог  про русскую поп-музыку и своим прекрасным угарным русским литературным языком писал про всех: Наташу Королёву, Веру Брежневу... И потом он ещё недолго делал блог про классическую музыку.

Есть на «Волне» и Олег Соболев, такой ультимативный русский музыкальный блогер, фейсбук которого сейчас является в некотором смысле таким важным ресурсом с этой точки зрения. Тоже вот человек, например, стал писать у нас, потому что он здорово писал про музыку в ЖЖ. Я и сам начинал с чего-то подобного....

— С Muscience?

— Да. А есть еще такой человек — Антон Серенков белорусский, у него был неплохой блог, думаю, его до сих пор можно Вконтакте найти, он довольно такой трепетный товарищ, так что, возможно, он до сих пор его ведёт. (Назывался «I got a broken face», но он по-русски писал, естественно).

Так, у Лёши Алеева был хороший блог опять же, сначала в ЖЖ, потом, по-моему, он чего-то писал отдельно, а может и нет.

«Fat Necks» — вот этот блог как раз притворяется изданием, но изначально это просто чуваки придумали, как писать про свою любимую музыку.

«ХО-music» одно время был очень важный живой блог, по-моему, Никита Величкин его писал, который у нас потом работал редактором, ну и они там книжки переводили, и вообще хорошие ребята.

Дальше то, что я говорил про Селина: блог Neon Sky Rain, тексты про электронную музыку, он до сих пор там немножко живой.

Вот это был неплохой музыкальный ЖЖ, который закончился примерно тогда же, когда закончился ЖЖ.

Духовность  — довольно неплохая история.

Мой друг Ваня Чернявский, который имел в Москве магазин комиксов Чук и Гик, имел тоже свой блог по-своему симпатичный про поп-музыку: http://www.radio84.ru/

И есть ещё Серёжа Колесников, который сейчас у нас ведёт рубрику про клипы на Волне, у него был ЖЖ: http://ksrg.livejournal.com/ где он тоже регулярно писал.

Есть ещё Жилкин — это легенда русского музыкального блогерства, это выглядит, как веб-сайт, но, по сути, это просто его блог, где он пишет про альбомы с шутками про ж**у и г**но. Но это культовая вещь: http://oldshipbar.ru/

— Он, кстати, перестал вестись.

— Да, он перестал вестись в июне прошлого года, это не так давно, в общем...

Кстати, у Гоши Биргера, который сейчас работает замглавредактора «Афиши», тоже был в свое время важный: блог http://electrify.ru/.

Электрокружок есть — одиозный блог, где какой-то очень страстный человек пишет в очень таком страстном, чересчур страстном стиле про электронную музыку, бесконечно за*ирает там всех, кого любит «Афиша» и так далее.

Вообще вот этого все тонны, реально.

— Получается, Вы сами находили блоги и привлекали их к работе в Афише-Волне?

— Да! Конечно! Так и было, ну, в основном, я находил, начинал читать и потом кому-то что-то предлагал. Бывало, что мне что-то предлагали, я уже не помню.

— А как Вы считаете, все эти блоги могли стать авторитетными изданиями?

— Ну вот «Motherland» — пример, когда, собственно, и стали, люди превратились в институцию. Не знаю, зарабатывают ли они этим деньги, но теперь это какая-то важная институция, трейдмарк и так далее. Или вот «Follow me» (нынче радио), который тоже начинался просто как какие-то там ребята миксы делали. Это всё вопрос амбиций и наличия времени.

Поэтому ответ: да, могли, но, как мы видим, цикл жизни блогов  достаточно ограничен. Жилкин свой делал очень долго, по-моему с 2005, если не раньше, и вот наконец в 2014 году у него вышел запал, или его перестали читать, или что... Но в целом срок жизни одного блога, насколько я могу судить — пару лет. Потому что у человека либо постепенно появляются другие приоритеты, и он начинает заниматься этим профессионально (примеры — я, Артём Макарский, Биргер — и большинство музыкальных журналистов нового, моего поколения, возраста тридцать лет и меньше, все начинали писать именно с ЖЖ и чего-то такого). Люди либо начинают в этой области текстов работать профессионально, и уже не остается времени, сил и особого желания писать бесплатно, это немножко другая парадигма, либо у них просто иссякает запал, потому что в большинстве случаев это не большому количеству людей интересно, а у тебя самого есть дела поважнее и ты растёшь, женишься, защищаешь диплом — всё что угодно может случиться в жизни, что мешает тебе делать блог. Поэтому ответ: в целом, конечно, могли, а некоторые и стали.

Пример Артёма: человек просто начал делать паблик Вконтакте, а сейчас является главным редактором по сути главного музыкального сайта в стране, и это всё произошло за два-три года. Или я вот: начал с того, что сделал какой-то самопальный сайт на «narod.ru», потом кто-то это заметил, начал мне заказывать тексты, блаблабла, блаблабла, и  теперь сижу вот в штате Миссури.

[60] Трабун Д. Главные редакторы о трёх новых интернет-изданиях «Афиши» //LookAtMe // http://www.lookatme.ru/mag/people/experience/197209-new-afisha (Дата публикации:21.10.2013) (Дата обращения: 02.03.2015)

<-- НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ. ИНДЕКС ДАЛЕЕ -->

карта сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

ИЖЛТ - курс лекций С. Летова | Интересные места в Москве

Темы дипломных работ, выполненных студентами ИЖЛТ под научным руководством С. Летова