БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

ВЕСЛОГУЗОВА А. Ю. Блоги: новые музыкальные СМИ (на материале русскоязычных блогов)

Приложение 2

Интервью с редактором блога «Sadwave» Максимом Динкевичем

Как вы перешли с самиздата на блог?

Как такового перехода не было, точнее, не было осознанной замены одного другим. В какой-то момент мы просто перестали заниматься самиздатом и несколько лет не делали ничего, кроме как изредка публиковали какие-то переводы, тексты и рецензии в ЖЖ. При этом запал и желание что-то делать на ниве журналистики у нас не пропал, просто было неясно, как его реализовать – с развитием интернета и увеличением скорости распространения информации по полгода мусолить выпуск одного номера бумажного зина стало казаться абсолютно бессмысленным занятием. Так что можно сказать, к формату блога мы пришли вынужденно – никакого другого способа реализовать наши задумки не было. Воплотить на бумаге Sadwave в том виде, в котором он существует сейчас, было бы настолько тяжело, что мы даже не пытались за это взяться. Все понимают, что сегодня информация устаревает за один день, и даже в рамках блога мы не успеваем своевременно осветить все, что хотим, что уж говорить о печатном зине. Кроме того, интернет не может соперничать с бумагой в плане охвата аудитории и возможности полемики и общения с читателями.

У вас много авторов? Кто эти люди (чем занимаются вне блога), как вы их находите, чем мотивируете?

Костяк нашей редакции остается неизменным с момента основания сайта – это три человека, которые ежедневно обсуждают все, что связано с работой ресурса, а также берут интервью, что-то переводят, придумывают темы для новых материалов, работают с «внештатными» авторами, если это определение вообще уместно в нашем случае. Один из нас в настоящий момент работает новостным редактором, другие двое по своему основному роду деятельности с журналистикой никак не связаны. Среди людей, к помощи которых мы обращаемся время от времени, есть профессиональные журналисты, чей основной род деятельности, однако, никак не связан с музыкой и субкультурами, есть банкиры (которые не боятся слать нам тексты о наркоманах с рабочей почты), есть продавцы пластинок, художники, водители, электрики, курьеры и безработные. При этом, тех, на кого мы всегда можем положиться; которые готовы выполнить то или иное задание или сами могут предложить и реализовать интересную задумку – таких авторов у нас не больше пяти, остальные могут просыпаться раз  в полгода или вообще появляются у нас на сайте единожды, а потом пропадают. Как и в случае основного костяка нашей редакции, мотивация наших авторов – это сильный зуд пониже спины, острое желание написать на интересную им тему. Для них Sadwave оказывается единственной более-менее крупной площадкой, на которой они в принципе могут быть услышаны (нам, со своей стороны, важно, чтобы человек смог сделать свою работу качественно). Недавно, впрочем, мы начали платить нашим авторам гонорары из денег, которые капают нам за размещение на сайте рекламных ссылок. Эти выплаты более чем скромные, но зато проходят без задержек. Да, некоторых могут стимулировать деньги, однако часто, к сожалению, происходит так, что и этого бывает недостаточно – человек не хочет писать бесплатно, но и брать деньги у нас, зная, что у Sadwave нет никаких спонсоров, тоже не хочет. Как правило, это говорит о том, что ему просто лень, ну что ж, бывает. Иногда авторы работают за вписки на какие-то мероприятия или концерты, которые они хотят посетить, мы выбиваем для них аккредитации.

Sadwave является для вас источником дохода? Если нет, то по какой причине?

Нет, не является. Для нас это, скорее, отдушина от других дел, хотя зачастую ради нее приходится откладывать в сторону «настоящую» работу. Почему Sadwave не является источником дохода? Все очень просто – потому что никто не платит. Мы получаем деньги только с рекламных ссылок, но они тут же уходят на выплату гонораров, иногда на продвижение постов в соцсетях и прочие мелочи. На сегодняшний день, наш ключ к существованию – это не сделать Sadwave основной работой, а сделать так, чтобы основная работа не мешала работе Sadwave.

Как часто вам предлагают сотрудничество концертные агентства и лейблы?

Такое сотрудничество происходит постоянно. С лейблами меньше, они просто сообщают нам о своих готовящихся релизах, иногда предлагая презентовать у нас тот или иной свой альбом. С концертными агентствами и независимыми букерами мы сотрудничаем гораздо чаще, ведь привоз какого-нибудь интересного артиста - это всегда хороший инфоповод для материала. Мы отправляем агентствам запрос на интервью, они связывают нас с артистами, мы публикуем материал и, как правило, аккредитовываемся на концерт. Таким образом, это сотрудничество выгодно всем – и артистам, и агентству, и нам.

 Вы сотрудничали с FurFur, с Афишей-Волной. Вы сами предлагали свои материалы, или это была их инициатива? Часто сотрудничаете с другими изданиями? Как это происходит?

Изначально мы сами никому не навязывались. Вскоре после того, как в 2012 году Sadwave появились в обзоре музыкальных блогов «Афиши», различные порталы стали сами выходить с нами на связь и предлагать сотрудничество, что было для нас очень лестно и приятно. В итоге мы так или иначе познакомились и подружились с редакторами FurFur, «Афиши-Волны», Colta.ru, W-O-S, «Метрополя». Обычно они обращаются к нам, как к «экспертам» (в кавычках, потому что мы себя таковыми не ощущаем) по той или иной теме, связанной с андеграундом и культурой DIY. Мы в большинстве случаев идем навстречу, потому что задачи перед нами ставят, как правило, весьма интересные. Конечно, были случаи, когда уже после знакомства с коллегами из других изданий, мы сами стали предлагать им темы для коллабораций. Часто же какие-то идеи для этого рождаются из нашего с ними фэйсбучно-бытового общения, так что отследить, от кого именно исходит инициатива в том или ином случае бывает непросто. По этому вопросу хочется добавить только одно – жаль, что другие панк-зиноделы (или блогеры) либо варятся в собственном соку, либо вообще бездействует, а те темы, которые могли бы осветить они, в итоге окучивают большие издания. Обидно за родное болото – хотелось бы в кои-то веки посотрудничать и с его представителями тоже.

Вы постоянно общаетесь с читателями в комментариях к вашим материалам. Общение с аудиторией – это ваш принцип? Каких еще принципов  придерживаетесь?

Мы общаемся с читателями, да, правда, они комментируют нас  не так часто, как хотелось бы (может в этом есть и наша вина, кто знает). Очень часто люди просто пишут какие-то шуточки, а иногда откровенно хамят – нам на такое ответить нечего. Поэтому как только кто-то задает конструктивный вопрос или критикует по делу, мы, конечно, стараемся на это реагировать. Общение с читателями  - это не то чтобы принцип; это, во-первых, элементарный этикет, а во-вторых – часто в таких спорах и обсуждениях рождается истина. Например, в апреле мы написали для FurFur о 10 отечественных нойз-рок-группах, в итоге читатели в комментариях накидали нам столько других подобных команд, о которых мы понятия не имели, что вскоре, быть может, мы озаботимся сделать вторую часть этого обзора. Так что если люди что-то спрашивают или своим комментарием взывают к дискуссии, мы всегда отвечаем. И неважно, где человек выскажет свое мнение - в комментарии или в личном сообщении. Мы открыты для общения абсолютно со всеми. Отсюда же другой принцип - мы никогда не удаляем пользовательские комментарии, только в совсем уж исключительных случаях. На нашей памяти это было всего один раз. А так мы придерживаемся общечеловеческих гуманистических принципов и стараемся работать в рамках журналистской этики.

 Какие мероприятия проводятся от имени вашего блога? Фестивали, премии, вечеринки? Для чего?

Мы все так или иначе завязаны на организации концертов и других мероприятий, но, как правило, это происходит не под брендом Sadwave, а, скорее, при его поддержке. Лишь однажды, год назад, мы организовали двухдневный фестиваль от имени нашего сайта не в последнюю очередь из-за того, что он был приурочен ко дню рождения нашего друга, который ведет афишу московских концертов на Sadwave. Играло около 20 панк-групп, все прошло очень хорошо. Иногда в качестве «экспертов» мы  принимаем участие в тематических лекциях и кинопоказах, но еще ни разу не было такого, чтобы мы организовали их сами (возможно, все впереди). Крупнейшая на сегодняшний день вечеринка от имени Sadwave пройдет 16 мая на «Флаконе» - мы организуем большой концерт с DIY-ярмаркой. Он будет приурочен к мировой серии концертов MAXIMUM ROCKNROLL PRESENTS. Здесь цель достаточно прозрачна – мы хотим поддержать наш любимый панк-зин MAXIMUM ROCKNROLL, собрав для него какие-то средства. Так что, как видите, никаких меркантильных целей мы тут не преследуем, в плане рекламы «бренда» от таких мероприятий тоже проку немного (в этом плане гораздо эффективнее было бы потратить вложенные в организацию концерта средства на рекламу сайта в Интернете, но это далеко не так весело и интересно, как отдыхать под музыку с друзьями и просто хорошими ребятами).

Какие музыкальные блоги сами читаете и что можете сказать о них?

Помимо русскоязычных сайтов, о которых говорилось выше, мы постоянно читаем конкурирующие между собой новостные панк-ресурсы Punknews.org и Dyingscene.com; портал Noisey, где часто пишут о панке и всем, что с ним связано; послеживаем за Stereogum, Pitchfork и Consequence of Sound; нежно любим старый британский веб-зин Kill Your Pet Puppy, регулярно обновляем сайты Maximum Rocknroll и CVLT Nation. Также рекомендуем подписаться на паблики Interesting Punk, «Европа перед дождем» и Banned In Russia, которые делают наши друзья; проверять время от времени сайт вебзина «Сила», севастопольский блог Mindisease, где слов нет совсем, зато очень много актуальной и невероятно крутой музыки, обратить внимание на украинский журнал «Бiльше», сайты The Flow и «Батенька, да вы трансформер» (последние два не имеют никакого отношения к панку, но все равно очень здорово сделаны).

Что отличает Sadwave от других блогов и фэнзинов?

Непросто оценивать себя со стороны, но, вероятно, в первую очередь, тематика – мы специализируемся на достаточно узком направлении и лишь иногда заходим на другие грядки. Ну и обновляемся мы не в пример чаще большинства панк-блогов, которых в рунете, кажется, уже не осталось (тематические паблики во «Вконтакте» мы не учитываем, потому что практически ни один из них не пытается быть СМИ). Возможно, отчасти мы более откровенны и менее политкорректны, чем другие издания, которые в силу законодательства или форматных рамок не могут позволить себе то, что можем мы.

Блоги продолжают индивидуалистические традиции таких культовых явлений в музыкальной прессе, как гонзо-журналистика и фэнзины. Насколько, по-вашему мнению, в музыкальной журналистике аудитории важна индивидуальность автора?

Это продолжают, слава Кришне, не только блоги, но и большие музыкальные порталы. Вообще, фэнзины и блоги бывают разные, далеко не все из них делаются одним человеком, а даже если у издания единоличный редактор, он совсем не обязательно будет (много) писать от первого лица. На наш взгляд, индивидуальность автора и наличие у него собственного яркого языка – вещи невероятно важные, однако здесь важно не перегнуть палку, а точнее, всегда трезво оценивать, насколько речь от первого лица уместна в том или ином тексте. К примеру, писать «мне понравилось» в рецензии имеет право только критик уровня Троицкого, да и то не всегда, в противном случае, читатель просто не будет знать, какие выводы сделать из того, что тот или иной альбом понравился какому-то никому не известному Васе Пупкину.  В разделе FAQ на нашем сайте написано, что писать от первого лица - это привилегия, которой достойны только самые талантливые. К сожалению, это правда. Знали бы вы сколько «гонзо»-текстов о банальном летнем отдыхе или первом знакомстве с группой «Король и шут» приходило нам на почту; к сожалению, в них не было ровным счетом ничего интересного или неожиданного. Но вообще ярких людей в музыкальной журналистике сегодня катастрофически мало, и это очень грустно. Как показывает история музыки, великие музыкальные критики и их личности повлияли на музыкальный мир не меньше, чем сами музыканты.

Как же без этого вопроса: секрет успеха вашего блога?

Когда придем к успеху, поделимся. Шутка, просто мы крайне иронично относимся к слову «успех». Что вы вкладываете в это понятие? Как уже было сказано выше, никаких денег на Sadwave мы не зарабатываем. При этом нам невероятно приятно, что со временем коллеги из некоторых больших изданий, а также организаторы концертов и кинофестивалей стали относиться к нам всерьез. Возможно, это можно считать определенным успехом. Чтобы его достичь, нам понадобились всего две вещи – страсть, обусловленная повышенным интересом к музыке и журналистике и работоспособность – порой, чтобы вовремя выпустить тот или иной материал, нам приходится засиживаться допоздна за компьютером или, скажем, работать до поздна в пятницу вечером, когда все нормальные люди выпивают и тусуются. Так что делай, что должен, вкладывай в свое дело душу, а «успех» придет автоматически.

 

<-- НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ. ИНДЕКС ДАЛЕЕ -->

карта сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

ИЖЛТ - курс лекций С. Летова | Интересные места в Москве

Темы дипломных работ, выполненных студентами ИЖЛТ под научным руководством С. Летова