БЕЛЫЙ ТЕКСТ НА ЧЕРНОМ ФОНЕ
ЧЕРНЫЙ ТЕКСТ НА БЕЛОМ ФОНЕ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

ВЕСЛОГУЗОВА А. Ю. Блоги: новые музыкальные СМИ (на материале русскоязычных блогов)

Приложение 3

Интервью с Алексеем Кочкиным,

редактором блога «E:\MUSIC\» и «E:\music\post-rock»

— Расскажите, как устроен E:\MUSIC\ и с чего он начинался?

— Если одним словом, то все устроено стихийно, и вот как все начиналось: появился паблик, кому-то пришла идея создать субпаблик, а дальше это вирусно расползлось, потому что существует очень много музыкальных жанров. Идея создания пабликов изначально была такой достаточно либеральной, поэтому они появлялись самопроизвольно. Первый паблик, который создал E:\music\, был даркфолк, затем был паблик по средневековой музыке, дарквейв, индастриэл, дрим-поп... Возник некий коллективный разум, где администраторы-блогеры интуитивно решили объединиться, создать всеохватывающую музыкальную сеть с очень мощной твисти-структурой.

— Теперь у вас больше 150 жанровых пабликов...

— Да, в свое время был всплеск, ну а сейчас, наверно спустя год после создания мы очень много сил прикладываем, чтобы это как-то упорядочить и проконтролировать, потому что сложно уже за всем уследить.

— Вы против коммерциализации?

—  Мы работаем на, можно так сказать, некоммерческих началах, но нельзя сказать, что это прямо на все 100%. Мы против коммерции там, где предлагают деньги за освещение, за написание обзоров и  статей по какому-то альбому. Самое частое обращение к админам — это просьбы что-то выложить, осветить, и мы к этому привыкли, это уже совершенная рутина. Мы их игнорируем, потому что пишем только про то, что нам нравится. Ну и иногда сотрудничаем с организаторами концертов, потому что понятно, что это коммерция.

— И вы зарабатываете на блоге?

— Я бы не сказал прямо так, это очень незначительные деньги, и часто мы это делаем безвозмездно. Только когда какие-то крупные мероприятия —просим бюджет.

— А безвозмездно зачем, ради идеи?

— Ради поддержки, я бы сказал, потому что часто обращаются организаторы небольших концертов, и мы видим, что они хотят помочь сцене [жанру] и у них нет бюджета на рекламу, и мы помогаем, чаще это делают дочерние паблики. Потому что если есть какой-то узкожанровый паблик, то как правило, не так много концертов, которые покрывают этот сегмент. Там один-два организатора, да и нишевые концерты редко бывают коммерчески сильными, в них не вертятся большие деньги, например, готик-роковых концертов у нас вообще практически не проходит, и если вдруг находятся энтузиасты, то, конечно же, мы им помогаем, чтобы как-то облегчить им жизнь и помочь продолжать этим заниматься.

— Какая мотивация у ваших авторов?

— Если мы работаем с организаторами на некоммерческой основе, нам, как правило, выделяют гостевые, и мы всегда рады наших редакторов-авторов отправить на концерт.

— А те, кто живет не в Москве и не в Питере?

— Периодически им перепадают билеты на крупные концерты, которые могут стоить две-три тысячи рублей, и в такой ситуации находятся люди, которые покупают себе билет на поезд и приезжают.

Большинство, конечно, постит за идею, все-таки это самореализация, люди получают хороший опыт.

Из других мотивирующих факторов могу назвать возможность продвигать как-то свои какие-то сайд-проекты — тоже не скажу, что это популярная какая-то вещь, обычно люди предпочитают продолжать развиваться в E:\music\,  и когда кто-то долго ведет какой-то крупный паблик, обычно он уже хочет создать свой собственный блог в нашей сети. Бывает, что если у кого-то есть свои независимые блоги, в порядке исключения мы их тоже поддерживаем. Хотя обычно мы довольно закрыты и со стороны не делаем репостов.

Главное, люди видят, что E:\music\ — это хорошо работающая система, что их материалы увидят, услышат, и я бы назвал главным движущим фактором желание делиться музыкой — такая, может быть, даже просветительская миссия, потому что мы стараемся популяризировать возможно непопулярные, но интересные жанры музыки со своей историей, со своей сценой... У нас есть паблики по жанрам, которые даже я не знаю, это много разновидностей джаза, хип-хопа, паблики по разным волнам панка, панк-77, панк -82, какие-то разновидности металкора вроде джента...

— Есть паблик «Киркор»...

— Да, из таких общежанровых у нас есть паблик «Киркор», это шуточный паблик, есть ещё «Red sons» по музыке стран СНГ, который сосредотачивается не на жанре, а на регионе, есть региональные паблики: E:\music\Казань, Минск, например, сделанные для поддержки локальной сцены и коллективов.

— А люди, которые у вас работают, кем являются в жизни?

— Конечно, никто у нас не получает зарплату, денег у нас не вертится, то есть это только свободное время, голый энтузиазм, но в принципе это и не требует много времени, есть сложившиеся традиции, которые спускаются сверху от головного паблика, но опять же, в целом, в силу стихийности, обычно это небольшие блоги, которые люди ведут в свое удовольствие и им на это хватает свободного времени.

— Как вы выбираете этих людей? Или они сами приходят и всех принимаете?

— В первую очередь сами... Честно говоря, сложно сказать, как люди набираются и вообще попадают в паблики впервые, пару раз мы проводили такие массовые наборы, брали людей, смотрели, обучали, но чаще происходит так, что люди ведут один паблик, потом понимают, что им хватает сил и желания вести два-три, или они хотят теперь заниматься другой музыкой, и происходит так, что люди двигаются из паблика в паблик, у нас очень высокая мобильность внутри сети.  В эту систему все попадают из подписчиков, энтузиастов, это такие нёрды, которые интересуются жанрами. Находят паблик и паблик находит их.

— Наверно они там находят еще какой-то круг общения, субкультуру…

— Да, вот я бы подчеркнул, что у нас очень дружные команды, у всех активных хороших пабликов есть свои внутренние чаты, крупные паблики уже даже устраивают свои фестивали или объединяются в какой-то бизнес, но это пока единичные случаи.

— Какие фестивали были?

— E:\music\psychedelic проводит психоделик-фест, это небольшие, на несколько сотен человек, фестивали на открытом воздухе. Также так или иначе некоторые люди в E:\music\ вовлечены либо официально от паблика, либо как-то косвенно к организаторской деятельности. Так же, как и я: часто провожу концерты, а E:\music\ — такой стабильный инфопартнер.

— А что за бизнес?

— Это и есть фестивали, кроме того, люди, которые долго работают в пабликах, хорошо знают сцену, и у них появляется определенный информационный авторитет, из-за чего к ним начинают обращаться молодые группы, и админы становятся менеджерами групп, могут стать концертными менеджерами, иногда делают лейблы на основе паблика. Это довольно экзотический прецедент, но все же были случаи.

— Например?

— Например, у меня есть лейбл, который опосредованно, но относится к паблику... Точно были случаи, когда паблики выпускали сборники, некоммерческие такие net-сборники, и был достаточно серьезный проект, отбирались музыканты, было прислано, отслушано и отобрано много материала, и даже в нескольких томах такой сборник выходил от паблика E:\music\dark ambient, тоже один из наших крупных пабликов. Скачать его можно было на рутрекере [rutracker.org], он распростанялся бесплатно. По сути, это то, чем занимаются нет-лейблы, но только некоммерческий проект. Подобное происходит спонтанно и стихийно в дочерних пабликах, если на это есть спрос.

— У вас прямо-таки музыкально-информационный холдинг.

— В каком-то смысле да, и еще мы очень гордимся тем, что мы производим не столько какую-то инфоподдержку, сколько музыкальную аналитику, и мы считаем себя наверно одним из главных ресурсов в плане аналитики, иных материалов и авторских текстов.

— У пабликов есть какие-то требования к авторским текстам?

— Чётких критериев нет, но мы всячески мотивируем, побуждаем людей писать для главного паблика, это железное правило: текст должен быть большой, хороший, и все админы E:\music\ так или иначе умеют писать. Такие люди, как правило, отбираются, и человек не пишущий в главный паблик не попадёт. Мы стимулируем, скажем так, нижние ступени этой пирамиды: охотно и часто репостим дочерние блоги — это им помогает, даёт подписчиков, но требование для репоста  в головной E:\music\ — это хорошая развернутая рецензия. То есть, если они хотят получить поддержку, то они должны что-то написать развернуто и хорошо.

— Вы ещё и школа журналистики.

— Ха, да, в каком-то смысле мы хотим претендовать не на медиа-ресурс, продающий рекламу, а может, даже на какой-то музыкальный консалтинг в каком-то смысле.

— А что вы думаете о традиционной музыкальной прессе? Rolling Stone, Афиша...

— Ну, мы считаем, что в России с этим проблемы, что музыкальная журналистика развита крайне слабо. У нас есть, кстати, в головном паблике редакторы, которые работают в Звуки.ру. Но такое наше общее мнение, и я думаю, что со мной все согласятся: музыкальная журналистика в России находится в зародыше, причём очень долго, и это зародыш, который не развивается, к сожалению. Есть Rolling Stone, да, но опять же это глянцевый журнал, не нишевый, я с ним знаком поверхностно... «Афиша-Волна» — интересный проект, безусловно, они очень активные, мы их так или иначе уважаем. Да, пожалуй, кроме «Афиши-Волны» не приходят в голову какие-то специализированные именно музыкальные издания. О музыке иногда пишет «FurFur», «Метрополь», но надо понимать, что это не издания, посвященные музыке.

— А блоги какие-нибудь другие читаете? В том числе иностранные.

— Пожалуй, нет. Но мы следим за первоисточниками, где появляется информация о новых релизах. А так, конечно, у всех свой круг чтения, там есть какие-то ресурсы, которые мы мониторим постоянно, но в основном отечественные — это файлообменники, где музыка появляется быстро и рано. В плане досугового чтения я уверен, что многие админы что-то читают, но я как-то аккумулирую информацию по тому, что происходит Вконтакте. В целом получается, что вся информация для нас циркулирует Вконтакте, и многое — это контент, который мы производим сами, то есть это рецензии, описания, и не всегда мы что-то ретранслируем. Я знаю издания вроде Pitchfork, Hit and Harvest, потому что они совершенно авторитетные, но систематически их не читаю.

— Вот вы говорили про людей, которые работают в Звуках.ру. Они могут писать о музыке на работе, но ведут ещё и паблик, зачем?

— Ну, в Звуках.ру они зарабатывают деньги, а паблик — это для них хобби.

Всё-таки это разные издания, и возвращаясь к традиционной музыкальной журналистике, я считаю, что о прогрессивной и настолько нишевой музыке, как у нас, вряд ли кто-то еще пишет вообще — в традиционных изданиях точно, ну и Вконтакте тоже, думаю, никто.

<-- НАЗАД ОГЛАВЛЕНИЕ. ИНДЕКС ДАЛЕЕ -->

карта сайта

На главную страницу сайта Сергея Летова

ИЖЛТ - курс лекций С. Летова | Интересные места в Москве

Темы дипломных работ, выполненных студентами ИЖЛТ под научным руководством С. Летова